Моторные масла

Классификация моторных масел по уровню эксплуатационных свойств
При работе двигателя моторные масла, являясь компонентом двигателя, должны одновременно удовлетворять чрезвычайно сложному комплексу требований на протяжении всего срока службы. Основой системы классификации по различным уровням эксплуатационных свойств является оценка соответствия характеристик масла требованиям по обеспечению нормальной работы двигателя. Классификация моторных масел по уровню эксплуатационных свойств основывается на принятых международных системах стандартизации. Уровни эксплуатационных свойств устанавливаются институтами, которые аккредитованы для данной деятельности, на основании проведения стендовых испытаний, проводимых на двигателе в лабораторных условиях, а также на основании проведения других дополнительных лабораторных испытаний масла. Процесс стендовых испытаний двигателя, который усовершенствовался на протяжении нескольких десятилетий, очень хорошо имитирует реальные режимы работы двигателя, в результате чего определяется уровень, на котором моторное масло способно обеспечивать защиту двигателя от воздействия наиболее интенсивных нагрузок.

Ситуация в некоторой степени усложняется из-за введения – и одновременно разработки – различных систем классификации моторных масел, которые стали развиваться по отдельным направлениям вслед за существенными конструктивными различиями двигателей американского и европейского производства, концепций конструирования транспортных средств, а также культуры вождения. В результате европейская организация ACEA (Европейская ассоциация производителей автомобилей) и американская организация API (Американский институт нефти) разработали свои собственные системы классификации моторных масел по уровням эксплуатационных свойств.

При эксплуатации легковых автомобилей и другого автотранспорта, произведенного в Европе, соблюдение спецификаций, которые установлены в европейской (ACEA) системе классификации уровней эксплуатационных свойств, является обязательным. Двигатели, произведенные в Европейском Союзе для японских производителей, также включены в данную категорию. Для дорожных транспортных средств, производимых в США и Японии, руководствующей является система классификации API. Около 90% выпускаемой сельскохозяйственной техники изготавливается в США, поэтому спецификации в их руководствах по эксплуатации также основываются на зарубежных стандартах.

1. Уровни эксплуатационных свойств моторных масел, определенные европейскими производителями автомобилей - 2008 ACEA: Association des Contructeurs Européen d'Automobiles – Европейская ассоциация производителей автомобилей.
Организация была основана в 1991 году при участии 14 основных европейских производителей автомобилей (BMW, DAF, FIAT, FORD, GM, MAN, MERCEDES-BENZ, PORSCHE, PSA, RENAULT, ROLLS-ROYCE, SCANIA, VW, VOLVO). Система классификации по уровням эксплуатационных свойств, созданная ACEA, была впервые представлена в 1996 году. Эта система заменила существовавшую ранее систему классификации CCMC (Комитета производителей автомобилей общего рынка). В системе классификации ACEA введено разделение моторных масел на четыре категории:
  • для бензиновых двигателей легковых автомобилей: А
  • для дизельных двигателей легковых и легких грузовых автомобилей: В
  • для дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей: Е
  • для двигателей с катализатором: С


Условия приёма заявок на соответствие масла категориям по системе классификации ACEA.
ACEA требует, чтобы все заявки на соответствие масла данным категориям основывались на достоверных данных и на результатах испытаний в контролируемых условиях, которые проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях.

Все испытания технических характеристик двигателя, результаты которых используются для подтверждения соответствия требованиям данных категорий по классификации ACEA, должны быть выполнены в соответствии с правилами Европейской комиссии управления качеством моторных масел (EELQMS). Данная система, описанная в нормах и правилах ATIEL (Ассоциации Европейских Производителей смазочных материалов), описывает процедуры тестирования при разработке продукта и эксплуатационной документации к нему, а также включает в себя регистрацию испытаний всех конкурсных и эталонных масел и описывает процесс определения соответствия. Соответствие нормам и правилам ATIEL является обязательным для любой заявки на соответствие требованиям данных категорий по системе классификации ACEA, редакции 2008 года.

Самая современная система классификации, пересмотренная в 2008 году:
Уровни эксплуатационных свойств по системе классификации ACEA для бензиновых и дизельных автомобильных двигателей, введенные в 2008 году.
A1/B1Масла, предназначенные для применения в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и легких автофургонов, конструкция которых позволяет использовать обеспечивающие низкое трение маловязкие масла, работающие при высокой температуре / с большими скоростями сдвига (HTHS), с вязкостью от 2,6 до 3,5 мПа∙с. Данные масла могут быть непригодными для использования в некоторых двигателях. В случае, если Вы сомневаетесь, ознакомьтесь с руководством по эксплуатации производителя или посмотрите справочник.
A3/B3Масла со стабильной вязкостью, предназначенные для применения в высокоэффективных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и легких автофургонов и/или на увеличенных интервалах замены, где это оговорено производителем двигателя. Также могут применяться в качестве всесезонных маловязких масел, и/или для эксплуатации в тяжелых условиях в соответствии с указанием производителя двигателя.
A3/B4Масла со стабильной вязкостью, предназначенные для использования в высокоэффективных бензиновых двигателях и дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива. Также подходит для применений, описанных для масел A3/B3.
A5/B5Масла со стабильной вязкостью, предназначенные для применения на увеличенных интервалах замены в высокоэффективных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и легких автофургонов, конструкция которых позволяет использовать обеспечивающие низкое трение маловязкие масла, работающих при высокой температуре / с большими скоростями сдвига (HTHS), вязкость от 2,9 до 3,5 мПа∙с. Данные масла могут быть непригодными для использования в некоторых двигателях. В случае, если Вы сомневаетесь, ознакомьтесь с руководством по эксплуатации производителя или посмотрите справочник.


Уровни эксплуатационных свойств по системе классификации ACEA для двигателей легковых автомобилей, оснащенных устройствами дополнительной нейтрализации выхлопных газов, введенные с 2008 года.
C1Масла со стабильной вязкостью, предназначенные для использования в качестве совместимого с катализатором масла в высокоэффективных дизельных и бензиновых двигателях легковых автомобилей и легких автофургонов, оснащенных сажевым фильтром (DPF) и трехкомпонентным нейтрализатором (TWC), для которых необходимо низкофрикционное, маловязкое масло с низким содержанием сульфатной золы, фосфора и серы, с вязкостью при высокой температуре/с большими скоростями сдвига (HTHS) более 2,9 мПа∙с. Данные масла продлевают срок службы фильтров DPF и TWC и обеспечивают экономию топлива.
C2Масла со стабильной вязкостью, предназначенные для использования в качестве совместимых с катализатором масел в высокоэффективных дизельных и бензиновых двигателях легковых автомобилей и легких автофургонов, оснащенных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентным нейтрализатором (TWC), для которых необходимо низкофрикционное, маловязкое масло с вязкостью при высокой температуре/с большими скоростями сдвига (HTHS) более 2,9 мПа∙с. Данные масла продлевают срок службы фильтров DPF и трехкомпонентных нейтрализаторов (TWC), обеспечивают экономию топлива. Не совместимы с некоторыми типами двигателей.
C3Масла со стабильной вязкостью, предназначенные для использования в качестве совместимых с катализатором масел в высокоэффективных дизельных и бензиновых двигателях легковых автомобилей и легких автофургонов, оснащенных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентным нейтрализатором (TWC) для которых необходимо масло с вязкостью при высокой температуре/с большими скоростями сдвига (HTHS) более 3,5 мПа∙с. Данные масла продлевают срок службы фильтров DPF и трехкомпонентных нейтрализаторов (TWC), обеспечивают экономию топлива. Не совместимы с некоторыми типами двигателей.
C4Масла со стабильной вязкостью, предназначенные для использования в качестве совместимых с катализатором в высокоэффективных дизельных и бензиновых двигателях легковых автомобилей и легких автофургонов, оснащенных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентным нейтрализатором (TWC), для которых необходимо масло с низким содержанием золы, фосфора и серы, с с вязкостью при высокой температуре/с большими скоростями сдвига (HTHS) более 3,5 мПа∙с. Данные масла продлевают срок службы фильтров DPF и трехкомпонентных нейтрализаторов (TWC).

Примечание: Моторные масла групп A 1/ B 1, A 5/ B 5 и C по классификации ACEA могут быть использованы только для тех двигателей, которые указаны производителями, в зависимости от вязкостных свойств. По этой причине необходимо четко следовать приведенным в руководстве по эксплуатации автомобиля рекомендациям или информации презентационной брошюры, которая прилагается для помощи.
Уровни эксплуатационных свойств по системе классификации ACEA , для дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей, введенные с 2008 года.
E4Рекомендуется применять для быстроходных дизельных двигателей, которые соответствуют требованиям по эмиссии Euro I, Euro II, Euro III и Euro IV и которые эксплуатируются в очень тяжелых условиях, например, с существенно увеличенными интервалами замены в соответствии с рекомендациями производителя. Может применяться для двигателей без сажевых фильтров, для некоторых двигателей с рециркуляцией отработавших газов (EGR), а также для некоторых двигателей, оснащенных системами по снижению выбросов окислов азота по технологии SCR.
E6Рекомендуется применять для высокоскоростных дизельных двигателей, которые соответствуют требованиям по эмиссии Euro I, Euro II, Euro III и Euro IV и которые эксплуатируются в очень тяжелых условиях, например, с существенно увеличенными интервалами замены в соответствии с рекомендациями производителя. Может применяться для двигателей без сажевых фильтров, для некоторых двигателей с рециркуляцией отработавших газов (EGR), а также для некоторых двигателей, оснащенных системами по снижению выбросов окислов азота по технологии SCR. Масло качества Е6 настоятельно рекомендуется применять для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами, и которые сконструированы для использования в сочетании с дизельным топливом с низким содержанием серы (максимум 50 мг/кг).
E7Рекомендуется применять для высокоскоростных дизельных двигателей, которые соответствуют требованиям по эмиссии Euro I, Euro II, Euro III и Euro IV и которые эксплуатируются в очень тяжелых условиях, например, с существенно увеличенными интервалами замены в соответствии с рекомендациями производителя. Может применяться для двигателей без сажевых фильтров, и для большинства двигателей с рециркуляцией отработавших газов (EGR), а также для большинства двигателей, оснащенных системами по снижению выбросов окислов азота по технологии SCR.
E9Рекомендуется применять для высокоскоростных дизельных двигателей, которые соответствуют требованиям по эмиссии Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V и работающих в особо тяжёлых условиях эксплуатации. Данные масла применимы в двигателях, оборудованных сажевыми фильтрами (DPF) или без них и для большинства двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработавших газов (EGR) и системами по снижению выбросов окислов азота SCR. E9 прямо рекомендовано для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) и разработано для работы в комбинации с малосернистым дизельным топливом.


2. Уровни эксплуатационных свойств по системе классификации американских производителей автомобилей – 2006 год API: American Petroleum Institute Американский институт нефти.
Система классификации API была введена в 1947 году и с тех пор непрерывно усовершенствовалась, руководствуясь рекомендациями Международного комитета по стандартизации и утверждению смазочных материалов (ILSAC). Система классификации API характеризует категории масел для бензиновых и высокомощных дизельных двигателей.

Применение системы классификации API ограничивается в Европе только теми автомобилями и сельскохозяйственными машинами, которые были изготовлены в США. Для двигателей дорожных транспортных средств применение системы классификации ACEA и собственных спецификаций производителей двигателей является обязательным. Действующие спецификации для моторного масла приведены ниже:

Уровни эксплуатационных свойств системе по классификации API для бензиновых двигателей (производства США).
SH (отменена)Для двигателей, произведенных до 1996 года. Применяется для всех двигателей, которые приведены в предыдущих спецификациях (API SF, SG).
SJ (действующая) Для всех бензиновых двигателей американского производства, выпущенных до 2001 года.
SL (действующая)Уровень эксплуатационных свойств, введенный с 2001 года. Соответствует требованиям современных и более жестких систем классификации. Применяется для всех автомобилей с бензиновым двигателем американского производства, выпущенных до 2004 года.
SM (действующая)Применяется для всех эксплуатирующихся в данное время автомобильных двигателей. Введен 30 ноября 2004 года. Масла уровня SM обладают повышенной окислительной стойкостью и защитой от отложений, лучшей износостойкостью, и лучшими низкотемпературными характеристиками на протяжении всего срока эксплуатации. Некоторые масла уровня SM также могут соответствовать самым последним техническим условиям ILSAC или квалифицироваться как энергосберегающие.

Уровни эксплуатационных свойств дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей.
CF (ранее CD)(действующая)Введен в 1994 году. Для традиционных безнаддувных и с турбонаддувом, с непрямым впрыском и других дизельных двигателей, включая те, которые используют топливо с содержанием серы более 0,5% по массе.
CF-4 (действующая)Введен с 1990 года. Для высокоскоростных четырехтактных безнаддувных и с турбонаддувом дизельных двигателей. Может применяться вместо масел категории CD и CE.
CG-4 (действующая)Введен с 1995 года. Для тяжелонагруженных, высокоскоростных, четырехтактных двигателей, для которых используется топливо с содержанием серы менее 0,5% по массе. Масла CG-4 необходимо применять для двигателей, которые соответствуют стандартам по эмиссии 1994 года. Может применяться вместо масел CD, CE и CF-4.
CH-4 (действующая)Введен с 1998 года. Высокая категории качества, применяется в высокоскоростных четырехтактных двигателях, использующих дизельное топливо с одержанием серы до 0,5% по массе и которые соответствуют стандартам по эмиссии 1998 года.
CI-4 (действующая)Категория введена в 2002 году, соответствует стандартам США на содержание вредных примесей в отработавших газах от 2004 года, предназначена для двигателей с рециркуляцией отработавших газов (EGR), эксплуатирующихся на дизельном топливе с содержанием серы до 0,5% по массе. Характеризуется более высокими требованиями, чем для категории CH-4 (по износу клапанного механизма, диспергирующей способности, по чистоте поршня, антиокислительной стабильности и стабильности вязкости).
CJ-4 (действующая)Категория введена в 2006 году. Применяется для высокоскоростных четырехтактных современных тяжелонагруженных дизельных двигателей магистральных автомобилей, оснащенных системой дополнительной очистки выхлопных газов и отвечающих экологическим требованиям 2007 года. Содержание серы в топливе не должно превышать 0,05% по массе, однако использование топлива с содержанием серы выше 0,015% по массе может привести к снижению срока службы систем нейтрализации выхлопных газов и/или уменьшению интервалов замены масла. Обеспечивает хорошую защиту от отравления катализатора, засорения сажевого фильтра, износа двигателя, образования нагара на поршнях, температурную устойчивость и антиокислительную стабильность, хорошее диспергирование сажи, низкое пенообразование и стабильную вязкость при воздействии высоких сдвиговых нагрузок. При использовании топлива с содержанием серы более 0,015% по массе необходимо проконсультироваться с производителем двигателя для определения интервалов замены масла.

Под категорией масел для дизельных двигателей по классификации API необходимо понимать масла для больших высокомощных дизельных двигателей коммерческих транспортных средств. Американские стендовые испытания не включают в себя испытания дизельных двигателей легковых автомобилей, поэтому высокий уровень эксплуатационных свойств категории масел для дизельных двигателей по классификации API не может интерпретироваться как таковой для легковых автомобилей европейского производства. В таких случаях только категория масел В по системе классификации ACEA обеспечивает надежную защиту двигателя.

3. Одобрения производителей двигателей
Некоторые основные производители двигателей разработали свою собственную систему классификации моторных масел, которая дополняет систему классификации ACEA, со своими собственными испытательными двигателями и испытаниями в полевых условиях. Данные производители двигателей преимущественно пользуются собственными одобрениями при выборе маслом для заливки в двигатель. Они также выделяют отдельную систему классификации моторных масел, предназначенных для первой заправки двигателя.

Одобрения производителей двигателей для легковых автомобилей
Спецификации для легковых автомобилей Volkswagen - Audi Group:
VW 500.00 Энергосберегающее моторное масло (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.), предназначенное для применения в бензиновых двигателях, произведенных до 2000 года.
VW 501.01 Всесезонное моторное масло для применения в бензиновых двигателях, произведенных до 2000 года.
VW 502.00 Всесезонное моторное масло, одобренное для применения в бензиновых двигателях в том числе с турбонаддувом использовавшейся ранее конструкции.
VW 503.00 Энергосберегающее моторное масло с увличенным интервалом замены (до 30000 км) для бензиновых двигателей, с классом вязкости по SAE 0W-30. Вязкость масла при высокой температуре/высокой скорости сдвига (HTHS) 3,5 мПа∙с.
VW 504.00 Всесезонное моторное масло, одобренное для применения в бензиновых двигателях, в том числе с турбонаддувом, оснащенных трехкомпонентным нейтрализатором. Предназначено для увеличенных интервалов замены. Вязкость масла при высокой температуре/высокой скорости сдвига (HTHS) > 3,5 мПа∙с
VW 505.00 Моторное масло для дизельных двигателей с турбонаддувом VW TDI использовавшейся ранее конструкции.
VW 505.01 Моторное масло для дизельных двигателей VW PDE, оснащенных насос-форсункой (Pumpe Düse Einheit).
VW 506.00 Энергосберегающее моторное масло с продленным интервалом замены (V6 TDI: 30000км, четырех цилиндровый TDI: 50000 км), предназначенное для применения в дизельных двигателях нового поколения, класс вязкости по SAE 0W-30. Вязкость масла при высокой температуре и высоком срезающем усилии (HTHS) < 3,0 мПа∙с. Не рекомендуется использовать в двигателях до 2002 года выпуска.
VW 506.01 Моторное масло с продленным интервалом замены, предназначенное для применения в дизельных двигателях с турбонаддувом и насос-форсункой VW PD-TDI. Вязкость масла при высокой температуре и высоком срезающем усилии (HTHS) 3,5 мПа∙с Не рекомендуется использовать в двигателях R5 TDI, R10 TDI, для которых требуется использовать масло VW 506.01.

Спецификации для легковых автомобилей Mercedes - Benz:
MB 229.1 Моторное масло для дизельных и бензиновых двигателей, одобрено к применению с 1 января 1997 года.
MB 229.3 Более требовательная спецификация к энергосберегающим (SAE 0W-, SAE 5W-) моторным маслам для дизельных и бензиновых двигателей.
MB 229.31 Соответствует приведенной выше спецификации с дополнительными требованиями, ограничивающими содержание зольности, серы и фосфора (SAPS).
MB 229.5 Энергосберегающее с длительным сроком службы моторное масло для дизельных и бензиновых двигателей.
MB 229.51 Соответствует приведенной выше спецификации с дополнительными требованиями, ограничивающими содержание зольности, серы и фосфора (SAPS). Не рекомендуется использовать в 8-, 10-, 12-ти цилиндровых двигателях.

BMW:
BMW Longlife - Oil – Моторное масло с длительным сроком службы, предназначенное для использования во всех производимых сейчас двигателях BMW.

Одобренное к применению компанией Porsche моторное масло:
Моторное масло ACEA A3 с классом вязкости по SAE 0W-40, 5W-40 или 5W-50, прошедшее тест VW PV 1449 и тест компании Porsche, который проводится в течение 200 часов.

Одобрения производителей двигателей тяжелых грузовых автомобилей
Mercedes-Benz:
  • MB 228.3 одобрение для моторных масел с нормальным периодом замены.
  • MB 228.5 Одобрение для моторных масел со сверх удлиненным периодом замены, которые соответствуют жестким требованиям природоохранного законодательства и предназначены для применения в высокомощных современных двигателях автомобилей большой грузоподъемности Mercedes-Benz.
  • MB 228.51 моторное масло со сверх удлиненным периодом замены, с пониженным содержанием золы, серы и фосфора (SAPS), предназначенное для использования в двигателях Euro IV и Euro V, оснащенных фильтром DPF и/или SCR-катализатором.

MAN:
  • MAN M 3275 (ранее: QC 13-017): моторное масло, которое имеет уровень эксплуатационных свойств по классификации ACEA E3-96, прошедшее новое стендовое испытание компании MAN.
  • MAN M 3277 Спецификация с более жесткими требованиями, применима также для масел со сверх продолжительными интервалами замены.
  • MAN M 3477 Моторное масло со сверх продолжительным интервалом замены, с пониженным содержанием золы, серы и фосфора (SAPS), предназначенное для использования в двигателях Euro IV и Euro V, оснащенных фильтром DPF и/или SCR-катализатором.

Volvo: VOLVO VDS, VDS -2, VDS -3, VDS - 4; одобрение, основанное на результатах испытаний собственных автомобилей.

Renault:
  • RVI RLD масло, которое соответствует требованиям ACEA E3 + прошло стендовое испытание Mack T9, а также спецификациям других производителей.
  • RVI RXD масло, которое соответствует требованиям ACEA E4 + прошло стендовое испытание Mack T9, а также спецификациям других производителей.

Scania:
  • LDF моторное масло с длительным интервалом замены для двигателей Euro I,II, III.
  • LDF -2 моторное масло с длительным интервалом замены для двигателей Euro-IV, а также для двигателей с рециркуляцией отработавших газов (EGR) и окислительными катализаторами Oxicat.

Cummins: CES 20076, CES 20078, CES 20081 одобрение, основанное на результатах стендовых испытаний производителя двигателей.

4. Смазочные материалы для двухтактных двигателей
Для двухтактных двигателей применяются моторные масла с приведенными ниже уровнями эксплуатационных свойств по классификации API, NMMA (Национальной ассоциации производителей морского оборудования, США), JASO (Японской ассоциации автомобильных стандартов), а также по классификации, разработанной ISO. Действующие категории приведены ниже:
API TA, TB, TC, TD
NMMA TC-W3 JASO FB, FC, FD ISO-L-EGB, EGC, EGD

Вязкость

Класс вязкости по SAE J 300

Низкотемпературная вязкостьa

Высокотемпературная вязкостьa

Температурный предел , ° C для холодного запускаb (мПа ∙ с), макс.

Температурный предел, ° C для прокачиваемости при отсутствии напряжения сдвигаc (максимум 60000 мПа ∙ с)

Кинематическая вязкостьd

при низких скоростях сдвига при 100° C

Динамическая вязкость при выскоих скоростях сдвига сдвига e; 150° C ,

м Па ∙ с , мин .

сСт, мин .сСт, макс .
0W6200 при-3560000 при -403,8
5W6600 при-3060000 при -353,8
10W7000 при-2560000 при -304,1
15W7000 при -2060000 при -255,6
20W9500 при -1560000 при -205,6
25W13000 при -1060000 при -159,3
205,6<9,32.6
309,3<12,52.9
4012,5<16,32,9 (для классов 0W-40, 5W-40, 10W-40)
4012,5<16,33,7 (для классов 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40)
5016,3<21,93,7
6021,9<26,13,7

a Все значения типовой спецификации определены в соответствии со стандартом ASTM D 3244
b ASTM D 5293
c ASTM D 4684
d ASTM D 445
e ASTM D 4683; ASTM D 4741 (CEC-L-36-A-90) или ASTM 5481

Уровни эксплуатационных свойств и одобрение производителей моторных масел - 2007

Навигация

Архив новостей

Июнь 2019 (1)
Май 2019 (1)
Апрель 2019 (1)
Март 2019 (1)
Декабрь 2018 (1)
Ноябрь 2018 (1)
^